Католическое Рождество: когда отмечается, история, традиции и обычаи, поздравления. Рождество Христово: история и традиции празднования Когда начинается празднование рождества христова

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира. «Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. 2).

Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2, 11).

В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (от марта). Там же, в другом месте сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру». Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана – в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX – преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.

Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока – Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской – праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: «не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился». К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда «бе Иисус лет яко тридесять» (Лк. 3, 23). Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных – до V или даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. «Се благовествую вам, – сказал Ангел вифлеемским пастырям, – радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша» (Лк. 2, 10 – 20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, «яко родися Спас», Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,. благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.

Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

У католиков оно отмечается 25 декабря, у православных - 7 января (по новому стилю). Согласно библейской легенде, именно в ночь с 6 на 7 января в Вифлееме у непорочно зачавшей Девы Марии родился сын Иисус. Рождество Христово - праздник не светский, международный, межнациональный. Христианская религия - одна из самых распространенных на Земле. Сегодня чуть больше четверти населения всего является христианами, потому смело можно сказать, что Рождество отмечается повсеместно, на всех континентах.

Согласно небиблейским источникам, история Рождества начинается в 4 веке н.э. и никак не связана с истинным рождением человека-бога. В древности точная дата являлась предметом спора многих церковных авторов. До сегодняшних дней дошли тексты греческого теолога Климента Александрийского (150-215 г. г.), в которых указана настоящая дата рождения Христа, и это отнюдь не 25 декабря. Согласно произведению богослова, Иисус Христос появился на свет 20 мая. Появление связано с Римской католической церковью. Выбор даты его празднования, как считают многие историки, не случаен. Во времена язычества 25 декабря отмечался праздник Рождения Солнца Непобедимого, связанный с увеличением после зимнего солнцестояния. Католическая церковь привнесла в празднование дня Рождения Солнца новый смысл. Отныне рождение Солнца и рождение Христа стали практически синонимами. С течением времени и с распространением христианства о первом вообще забыли.

В городе трех религий - Иерусалиме, на Кипре и в Александрии вплоть до 6 века Рождество Христово праздновалось одновременно с еще одним важным христианским праздником - Крещения Господня (6 января). Сегодня эта традиция сохранилась лишь на территории Армении.

На протяжении последних ста лет историками и учеными найдено множество артефактов, свидетельствующих о том, что праздник Рождества был одинаково высокопочитаем на территории разных стран, в которых преобладало христианство. Это и храм, возведенный в честь рождения Христа на месте Вифлеемской пещеры по приказу царицы Елены, это и поучения богословов 4 века, написанные именно в Святой день, это и заметки о повсеместном праздновании Рождества в

Древняя Церковь почитала Рождество Христово наряду с Пасхой. В храмах всех христианских стран мира в этот день совершалось великое празднество, которому предшествовал сорокадневный Рождественский пост. Канун Рождества (день перед праздником) носил название Сочельника и предполагал строжайший пост. В этот день года всем христианам разрешалось питаться лишь размоченными в воде хлебными зернами. В рождественскую ночь в церквях и храмах совершались песнопения и служения трех месс (ночью, утром и днем). Последние получили название Ангельской, Пастырской и Царской.

Современные рождественские праздники отмечаются несколько иначе. Сегодня Рождество - это, прежде всего, семейный праздник, предшествующий началу нового года (либо как в нашей стране, завершающий его празднование), связанный с получением подарков и поздравлений от близких. В России святая рождественская ночь наступает с 6 на 7 января. В это время во всех православных храмах страны идут праздничные богослужения. Во многих странах мира Рождество является синонимом благотворительности. В европейских городах в дни рождественских каникул открываются столовые для малоимущих граждан, в крупных торговых центрах проводятся дни праздничных распродаж. В последние десятилетия особо популярными стали рождественские пожертвования в различные благотворительные фонды.

Рождество - праздник добра, мира и всепрощения. Именно в этот день мы все становимся немного детьми, независимо от того, верим в Бога или нет, и ждем какого-нибудь чуда. А чудеса, как известно, случаются только с теми, кто в них действительно верит.

Для всего мира Рождество Христово стало особо важным моментом в истории, поскольку стало причиной изменения летоисчисления на события, произошедшие до и после рождения Спасителя. Для такого великого праздника, как Рождество, история и традиции имеют огромное значение. Вместе с появлением Христа из недр иудаизма выросла новая религия, которая стала основой мировоззрения многих поколений людей, ведь Иисуса послал на землю сам Бог, чтобы он искупил грехи человечества и тем самым спас его.

Момент рождения Спасителя описывается не только в канонических, но и в апокрифических источниках. Но если в одних документах описывается история праздника Рождества Христова кратко, то более подробно оно освещается у Матфея и Луки.

  • Краткая история Рождества
  • Когда именно родился Иисус Христос?
  • Почему дата Рождества не совпадает у разных конфессий?

Краткая история Рождества

История праздника Рождества Христова кратко для детей обычно описывается примерно так:

Повелел император Октавиан Август провести перепись населения на всей подчиняемой ему земле. А для удобства указал, чтобы все жители возвратились в родные города.

Иосиф был из рода Давида, поэтому вместе со своей женой Марией отправились они в Вифлеем. До родов Марии оставалось совсем мало времени, но лишь к вечеру пятого дня они добрались до места. Оба были изнурены тяжёлой дорогой, но не удалось им найти подходящего ночлега, ведь в Вифлеем на перепись прибыло очень много народу. Все постоялые дворы были уже переполнены, а цены за ночлег так подскочили, что бедному плотнику оказались не по карману. В результате долгих поисков Святое семейство нашло приют в пещере возле Вифлеема, в которую пастухи загоняли скот от непогоды. Здесь, в пещере, и наступила святая ночь, в которую на свет появился Спаситель. Мария спеленала его и за неимением люльки вынуждена была положить сына в ясли, наполненные сеном для кормления животных. История праздника Рождества для детей повествует также и о том, что божественного младенца с двух сторон согревали вол и осёл.

О великом событии рождении сына Бога первыми узнали пастухи. Ночную тьму вдруг разогнал дивный свет, пастухам явился сияющий ангел, который и возвестил им о приходе Мессии. Перед оторопевшими пастухами выстроилось всё небесное войско, исполнившее торжественную и радостную песнь. Когда это представление закончилось, пастухи увидели, что из одной из пещер пробивается яркий свет. Они вошли в эту пещеру, где и обнаружили Иосифа, Марию и лежащего в яслях младенца.

Повествующая про Рождество история праздника кратко подчёркивает, что хоть пастухи были неграмотны, всё же они тотчас уверовали, что стали свидетелями рождения не простого ребёнка, но Сына Божия, а свет Вифлеемской звезды не позволил в этом сомневаться.

Волхвы-мудрецы, жившие далеко на востоке, также пришли поклониться Младенцу. Они смогли предвидеть это событие, а увидев на небе путеводную звезду, тотчас отправились в путь. В библейских историях Рождества сказано, что пройти волхвам пришлось через несколько стран, но они предстали перед Мессией не с пустыми руками, а с дарами не просто для младенца, но для Царя: золотом, смирной и ладаном.

Царю Иудеи Ироду Великому также стало известно о предсказании пророков о появлении нового царя, которого он воспринял, как конкурента на престол своим наследникам. Поговаривали, что он даже пустился на хитрость, обратившись к волхвам и прося их указать место, где родился Мессия, чтобы пойти туда и поклониться ему. Но волхвам стало известно о злом замысле Ирода, поэтому они оставили в тайне от царя место рождения Иисуса. Далее краткая история Рождества омрачается, ведь Ирод пошёл другим путём – приказал убить всех младенцев, коим исполнилось не более двух лет. В результате погибло свыше 14 000 детей, однако, Иисусу удалось чудесным образом уцелеть – к Иосифу явился ангел, подсказавший ему, что нужно направиться в Египет. Туда и отправилось Святое семейство, где и дождалось вскоре смерти грозного царя.

Видео об истории Рождества Христова для детей:

Когда именно родился Иисус Христос?

История события Рождества Христова до сих пор вызывает споры у учёных. На дате 25 декабря настояла Римско-католическая церковь, и эта дата была принята Никейским Вселенским собором. Первые упоминания об отдельно празднуемом Рождестве появились в IV столетии.

Христиане долгое время не могли определиться с датой и статусом праздника Рождества. Как известно, первые христиане были евреями, а для них рождение больше ассоциировалось с несчастьями и болью. Поэтому они никак не отмечали рождение Христа. Более важным праздником считалась Пасха, на которую выпал и момент его воскресения. Когда же к христианству примкнули греки, то от них и пошла традиция и история праздника Рождества Христова.

Но откуда Рождество получило свою точную дату? У ранних христиан (конец II века – IV век) событие Рождества было связано с днём Богоявления, то есть, 6 января. Об этом примерно в 200 году писал Климент Александрийский. Но в середине IV века появились первые свидетельства выделения Рождества в отдельный праздник с датой 25 декабря. Есть версия, что тем самым новая религия пыталась вытеснить культ Непобедимого Солнца, который был широко распространён в Римской империи и отмечался он именно 25 декабря (в ту пору это был день зимнего солнцестояния). Такова возможная история создания Рождества.

Впрочем, даже само существование такой личности, как Иисус Христос вызывает сомнения у историков. И даже если он жил на самом деле, то большинство дат его жизни крайне туманны. Скорее всего, он мог появиться в 5-7 гг. до н. э. В 221 году от рождения Христа в календаре древнего историка Секста Юлия Африкана появилась дата 25 декабря. Позднее Дионисий Малый, бывший при папе архивариусом, подтвердил эту дату. Изучив хроники 354 года, он предположил, что Иисус родился во времена правления Цезаря и отнёс его к 1 году н. э.

Если опираться на писания в Евангелие, то осиявшая небо Вифлеемская звезда была не чем иным, как пролетавшей в это время возле Солнца кометой Галлея. Это событие должно было состояться в 12 году до н. э. Если учитывать проводившуюся в Израиле перепись населения, то тогда получается, что Иисус родился в 7 году н. э. Но маловероятными кажутся даты рождения после 4 года до н. э., поскольку и канонические, и апокрифические тексты сходятся в том, что Иисус появился во время правления царя Ирода I Великого, который умер в 4 году до н. э.

Не подходят поздние даты рождения и потому, что примерно определено время его казни. Если бы Иисус появился в нашу эру, то был бы казнён в слишком молодом возрасте.

В послании от Луки упоминается, что при рождении Христа пастухи спали в поле, но такое могло быть лишь летом или ранней осенью. Правда, если год удавался тёплым, то в Палестине и в феврале можно было пасти стада.

Почему дата Рождества не совпадает у разных конфессий?

Католики и большая часть протестантов отмечают Рождество 25 декабря по действующему ныне григорианскому календарю.

Иерусалимская, Грузинская, Русская, Украинская, Сербская и Афонская православные церкви, а также ряд восточнокатолических церквей празднуют Рождество также 25 декабря, но по «старому» юлианскому стилю, что по действующему григорианскому календарю сдвинуто на 2 недели до 7 января.

Александрийская, Антиохийская, Константинопольская (за исключением Афона), Болгарская, Кипрская, Элладская, Румынская и ещё ряд православных церквей придерживаются даты 25 декабря по новоюлианскому календарю. Он будет совпадать до 1 марта 2800 года с григорианским календарём, то есть, и у них Рождество совпадает с «католическим».

У древневосточных христиан Рождество совпадает с Крещением, образуя единый праздник Богоявления, отмечаемый 6 января.

Как Вы думаете, какая версия рождения Иисуса Христа наиболее вероятна? Верите ли Вы в библейские тексты, отмечаете ли Рождество? Расскажите об этом в комментариях .

Ни евангельские свидетельства, ни какая-либо надежная традиция не позволяют определить точную дату рождения Христа. На протяжении трех первых веков истории христианства церковь выступала против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются указания на то, что чисто религиозное воспоминание рождества Христова было включено в чин праздника Богоявления. Климент Александрийский упоминает о существовании такой практики в Египте на рубеже 2 и 3 вв.; есть свидетельства о том, что этот праздник отмечался и в других землях. После победы Константина Великого Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова. Уже с конца 4 в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января).

С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. О них нам рассказывают евангелисты Матфей и Лука.

В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собиралось множество народу, и свободных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за городом, в пещере где пастухи укрывали свой скот от грозы. Там и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота.

В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!». И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу. Восточные мудрецы - волхвы, увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына, которого ждал иудейский народ.

Волхвы направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где находится Спаситель мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».

Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Иосиф же, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

На Руси Праздник Рождества Христова был особенно любим.

В сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений «Волхвы же со звездою путешествуют», ничего не ели и не садились за стол. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли ему дорогие новогодние подарки . Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи.

В домах украшали любимую с детства рождественскую елку.

А в ночь на 25 декабря по всей стране, в малых и больших церквях, совершалось торжественное Богослужение.

Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются святками - то есть, святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя. Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен.

Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.

Хозяйки красиво накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.

Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения - тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах страны он имел свои особенности.

В некоторых районах России звезду заменяли «вертепом» - своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова. Празднование святок богато отражено в фольклоре и литературном творчестве. Рождественские дни становятся, по выражению великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, «днями семейного сбора», днями милосердия и примирения. Рассказы о добрых, чудесных событиях, происходящих с людьми в Рождество, получили название святочных историй.

С 1917 года, в атеистическом советском государстве, о Рождестве и упоминать запрещалось, не только праздновать. Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную (и строго следили, чтобы у любой изображаемой звезды было только пять лучей), зеленая ель также была подвергнута опале, как рождественский символ. Люди, в то время тайком проносили зеленые веточки в дом и прятали их в дальних комнатах от посторонних глаз. В 1933 году специальным Указом правительства ель вернули людям, но уже как новогоднюю.

В годы репрессий Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.

Постановлением президента РСФР 1991 года Рождество Христово вновь является официальным праздничным днем для всех народов Российской Федерации.

Сегодня «Рождество Христово» в России - это Великий Православный праздник.

7 января ознаменовало собой новую жизнь всего человечества. Теперь поклонение языческим идолам в прошлом осталось. Не стало больше человеческих жертвоприношений в угоду этим богам. На сегодняшний день, единственная "Жертва", приносящаяся православным христианином господу - это свеча и искренняя молитва.

История праздника покрыта загадками, так как он - один из древнейших на земле. Между тем, есть факты, которые точно установлены современной наукой и сомнению практически не подлежат. Согласитесь: представить себе, что этот день когда-либо вовсе не чествовали - трудно. А, между тем, были и такие времена. Чтобы понять, как это было, нужно окунуться в увлекательный и таинственный мир истории.
1. праздник этот установлен на честь появления на свет Иисуса Христа в старинном городе Вифлеем. Случилось это в 5508 году ото дня сотворения мира.
2. в IV веке только устанавливались принципы празднования рождества. Они не имели 100% сходства с современными. И в плане песнопения - также.
3. в V веке только начали закладываться основы песнопений. Этому поспособствовал константинопольский патриарх анатолий. Его дело продолжилось в VII - Viii веках Андреем и соффонием иерусалимскими, а также - Козьмой маюмским, патриархом константинопольским Германом и другими. Именно тогдашние песнопения повсеместно современными священнослужителями практикуются.
4. этот великий праздник был в почете у верующих людей уже с самого момента рождения спасителя. Со временем он набирал популярность, и все больше верующих присоединялось к празднованиям. Уже в те времена родился обычай отмечать этот день по-особенному. Однако, все это подвергалось гонениям и не признавалось официальными тогдашними властями очень длительное время.
Рождество христово 7 января.
5. первыми, кто решил поздравить Христа, и всех людей, были простые пастухи, которым явился ангел, оповестив их о величайшей радости: пришел на землю спаситель, и все, кто уверует в него, и будет придерживаться его заповедей, получит шанс на спасение своей души и блаженную райскую жизнь на все века. Пастухи преподнесли младенцу дары, а за ними поспешили и мудрецы (волхвы. Именно на них была возложена честь оповестить людей о рождении дитя божьего.
История возникновения праздника рождество христово изложена кратко, для детей. Ведь детям следует знать и нужно все правильно и понятно рассказать.
Так закладывались основы этого праздника, который мы отмечаем и сейчас. И не только на религиозном, а и на официальном - государственном уровне (в более, чем 100 странах современного мира.
Еще немного интересных фактов, относящихся к историческим!
Праздник рождества в разных странах мира отмечается не совсем одинаково. На это повлияли обычаи тех местных народностей, которые проживали на тех землях, когда он только закладывался.
Его отмечают и католическая церковь, и протестантская, а также он чествуется множеством родственных им религиозных направлений.
На Руси рождество христово начали отмечать лишь в Х веке. А само ее крещение происходило, по большей части, принудительно. Слишком сильны были языческие верования местных народов.
Уже ближе к нашему времени в деревнях святки праздновали "Всем Миром", переходя из одной хаты во вторую. Этот обычай и по сей день сохранился. Купцы же в те времена катались на тройках, а знатные вельможи любили устраивать балы.
Святой вечер или рождество христово - традиции и обычаи.
На самом деле, еще задолго до рождества начинались домашние "Хлопоты". И у каждого они своими были. Так, хозяин должен был выкормить мясо, поставить для созревания вино, приготовить копчения и так далее. Хозяйка же занималась вышивкой, уборкой, подготовкой новой посуды, приготовлением блюд. Дети им во всем этом помогали.
Второго января (на Игната) делалась финальная уборка, дома украшали Дидухом, еловыми ветками.
Четвертого января (на Анастасии) окончательно завершалась заготовка продуктов для праздничного стола.
Шестого числа, с самого рассвета, хозяйка набирала воды для кутьи, узвара, топила очаг, на котором потом готовились блюда. До вечера шестого числа еще продолжался строгий пост. А вот первая звезда его относительное "Окончание возвещала".
И чтобы подчеркнуть всю праздность этого момента, принимались за столь долгожданную праздничную трапезу. Но, она, в обязательном порядке, была постной. Стол был невероятно богатым. И на нем должны были стоять, непременно, 12 блюд.
12 блюд на рождество христово.
Совсем не обязательно было кушать каждое блюдо полностью. Да и не очень реально это было после строгого поста. А вот понемногу - совсем другое дело. Начинали трапезу с кутьи - центрального, главного, блюда рождественского стола.
Кроме всего прочего, она является и поминальным блюдом, поэтому миску, наполненную ею, а рядом - узвар, ставили и для умерших родных, которые, как считалось (и считается по сей день) в эту волшебную пору посещают живых.
Кутью приносили и тем людям, которые не являлись родными или проживали в других домах, чтобы пожелать им благополучия, достатка, крепкого здоровья, счастья и радости, а также - поздравить с рождеством. Эти же пожелания и кумовьям несли.
"Носить Вечерю" - вот как называется данный обряд. За нее взрослые деткам гостинцы от души дарят.
Вернемся к праздничному домашнему столу. Он накрывался свежим пахучим сеном, но которые, в чистой красивой посуде ставилась еда. Каждое из блюд обладает своим смыслом. Считается, что на стол следует ставить блюда изо всех фруктов, овощей, имеющихся в хозяйстве, чтобы на следующий год они уродили еще богаче.
Почему именно 12 блюд необходимо приготовить на рождество?
Это обосновано тем, что в году столько же месяцев. А еще, именно 12 апостолов принимали непосредственное участие в известной тайной вечере с Христом.
1. кутья, как уже было сказано, главное блюдо этого стола. Это каша из злаковых.
2. узвар (вар. Специальный компот, главным ингредиентом которого являются сухофрукты.
3. холоженная рыба.
4. капустняк.
5. варенный горох.
6. борщ постный.
7. рыба прожаренная.
8. постные вареники.
9. постные пироги.
10. Блины или пампушки (к борщу.
11. Пшенная, либо гречневая, каша.
12. Голубцы с овощами, крупами.
После того, как в кругу семьи заканчивалась трапеза, можно было носить вечерю. В это время молодые люди могли колядовать, взрослые, а с ними и дети, старики, молодые (все, кто хотел) начинали собираться в церковь. Девушки же принимались за гадания. Однако, официально церковью они запрещались!
Как приготовить кутью рождественскую.

В давние времена, чтобы приготовить это уникальное блюдо, принималась за работу вся семья. Каждый ее член, от мала до велика, несколько вечеров подряд, перебирал пшеницу, чтобы использовать в процессе готовки только лучшие зерна. Чуть реже пшеницы использовался ячмень.
Современная кутья, как правило, готовится из риса, но рецепты, в которых используется пшеница и ячмень - возвращаются к нам постепенно. К столу блюдо подается, заправленное маком и пчелиным медом. Иногда ее заправляли и сытой. Это тоже мед, только разведенный. Он не такой сладкий и гораздо более жидкий.

Маковое молоко начали понемногу добавлять в кутью уже позднее. На самом деле, это не молоко, в чистом виде, а предварительно распаренный и тщательно растолченный мак.
В том случае, если нет меда, к блюду можно просто добавить сахара. Также, веяние современной кулинарии - изюм и орехи в кутье. Раньше могли добавлять только орехи, у кого они были.
Рецептов приготовления данного блюда - великое множество. Приведем один из самых популярных, использующихся еще нашими предками.
В нем используются пшеничные или ячменные зерна, предварительно толченные в деревянной ступе. Но, они не должны быть раздроблены. Главная задача - снять шелуху, которой они покрыты.
Далее, эти зерна засыпались в горшочек, заливались водой и ставились в печку. Там варились до готовности.
Идеально, если воду, после этого, сливать не нужно было, то есть, она полностью вываривалась.
Готовое зерно заливали узваром из сухофруктов: груш, яблок, слив, иногда - плодов абрикос. Зерно раскладывается по мискам отдельно, туда добавляется узвар, можно положить ложку меда. Зерно может заливаться и сытой.
В современной интерпретации кутьи, в нее добавляется орех, изюм, сахар вместо меда (но не обязательно.
7 января - светлое рождество христово.

В первый же день рождества, 7 числа, на стол ставили ранний обед. Мясные блюда употреблять разрешалось в неограниченном количестве.
Однако, все знали, что злоупотреблять - нельзя, так как желудочно-кишечный тракт должен перестроиться под новый режим питания после столь длительного поста. Дозволялась кровяная и мясная колбаса, каша с жарким, сало с бужениной и так далее. В обед на столе должно было стоять и какое-то одно (как минимум) молочное блюдо. Это могла быть вермишель с молоком.
Отбывали церковные службы, говели, а после - шли по гостям. Ночью спать - непозволительная роскошь, это относится именно к рождественской ночи. Почему? Считалось, что кто уснет, тот может проспать все свое счастье и удачу. Но, особо поспать не получалось и при всем желании: колядки под окнами, звон колоколов церковных, шум и гам, разговори о светлом празднике возвращающихся со службы (из церкви) людей!
В светлое рождество нужно было веселиться и радоваться, проводить время в семейном кругу, а затем - в гостях. И, что чрезвычайно важно, прощать любые обиды, отпуская их и больше не вспоминая. Только радость, ведь сын божий родился.
Кстати, все обычаи и традиции, о которых было сказано выше, сохранились, в том или ином виде, до сегодняшнего дня. И скоро о них придет пора вспомнить снова. Ведь рождественские праздники - на кону.
Гадание в ночь перед рождеством.

Гадали в эту пору повсеместно. И даже несмотря на то, что официально церковь запрещала это делать, такая практика не утрачивала своей популярности. И не утратила по сей день.
Самыми распространенными были гадания на луке на имя своего суженного, гадания с золотым кольцом, с расческой, со стаканами, гадание с помощью кота, с петухом и так далее. И каждое из них - это целый обряд, имеющий массу особенностей. Приведем пример одного из них.
Гадание на суженого на луковицах. Перед рождественской ночью, за неделю до нее, девушка отбирала несколько луковиц, на каждой из которых делала пометку с инициалами "Кандидата". Клала их в воду. А во время гадания, ночью, шептала над луком: "лук - лучок, шепни мне, кто мой женишок? " Затем размер отростков мерялся. Самый длинный, с инициалами, и указывал на жениха.
Рождество христово традиции и обычаи.
Январь месяц праздников, вслед за рождеством будет крещение 19 января. Но продолжая тему рождества, не могу не упомянуть о интересных приметах на рождество.
Рождественские приметы.
Главные приметы, в которые верили тогда, и которые продолжают существовать сейчас:
Утренний снег 7 января - на богатство и удачу.
Запрещается шить на рождество, чтобы у всех членов семьи было отличное зрение.
Метель в этот день - ранняя весна и буйная листва на деревьях.
Звездное небо - большой урожай гороха.
Кутья, приготовленная главной хозяйкой в доме - крепкое здоровье тому, кто ее съест. Накануне рождества лучше не выносить из избы свет и огонь. На столе ни единая тарелка не должна стоять пустой. И главное: как пройдет рождество, таким будет и весь год! Это, конечно же, не единственные приметы. Не хватит нескольких томов, чтобы всех их перечесть. Но, перед вами, самые интересные из них.

Рождество Христово для детей

Рождество Христово - один из главных христианских праздников. В католической церкви он празднуется 25 декабря, а в православной - 7 января. В этот день украшаются храмы, священники надевают самые лучшие и нарядные ризы, в храмах зажигаются все лампады.

Перед Рождеством полагается строгий пост для приготовления к встрече этого праздника. День перед Рождеством называется сочельником. Православные верующие в этот день ничего не едят до самого вечера, ждут появления на небе первой звезды. Это связано с одним из эпизодов рождения маленького Христа.

Когда он родился в пещере неподалёку от города Вифлеема, на небе сразу же засияла яркая звёздочка. По ней все узнали о появлении в мире Спасителя. Мудрецы на Востоке, когда увидели эту появившуюся на небосклоне новую звёздочку, пошли в Вифлеем, чтобы поклониться Спасителю. Так об этом рассказывается в церковных книгах.

На Рождество в домах зажигаются свечи на ёлках и все поздравляют друг друга с рождением Христа, который пришел на землю, чтобы избавить мир от грехов.

Раньше Рождество Христово отмечалось 6 января вместе с Крещением и Богоявлением, и только в IV веке оно было перенесено на 25 декабря у католиков и на 7 января - у православных.

Мальчик-Бог в яслях родился

Среди осликов, ягнят,

И звездою озарился

Вифлеемский двор и сад.

И подумал ослик серый,

Поглядев младенцу в глазки:

«Он пришёл с добром и верой,

Состраданием и лаской!:

А щеночек-лежебока

Подглядел из конуры,

Как пришли волхвы с Востока,

Принесли свои дары.

Рождественская звёздочка

Всю Землю освещала,

И даже из-за облачка

Свой луч она пускала.

И озаряла волшебство -

Рождение Христа.

С тех пор встречаем Рождество

Мы в январе всегда.

И помнят люди с той далёкой

Рождественской поры,

Как шли к Христу волхвы с Востока

Неся свои дары.

Рождество Христово история праздника традиции. О правильном названии праздника: Рождество или Рожество

Написание и произношение слова « Рождество » разнится в древнерусской и современной традициях. В старой дораскольной богослужебной традиции и у старообрядцев в наши дни принято наименование « Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название « Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей Иоанн Севастьянов, настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей Иоанн Курбацкий, настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово « Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго раж д ает…», «Исусу рож д ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы раж д ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рож д у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рож д еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

История праздника Рождества Христова кратко. Краткая история Рождества Христова

История церкви Христовой знает немало расхождений с истинным учением апостолов, оно выражалось в искажении общего богословия и, как следствие, искажалось само учение о Христе. Это также стало причиной того, что праздник отделился от общего празднования Боговоплощения, которое соединило в себе три события, и было введено отдельно Рождество.

Отделение праздника произошло в IV веке при папе Юлии. Установив дату празднования 25 декабря, Церковь создала противовес культу солнца, который язычники отмечали в этот день. Празднование было так популярно, что в нем принимали участие даже христиане, греша тем самым против второй заповеди. Таким образом, введение праздника Рождества Христова заменило языческую традицию празднования зимнего солнцеворота и обратило сердца людей к истинному Богу.

День для праздника был крайне символичен и закономерен – ведь символ солнца, как никакой другой, приличествует воспоминанию события Рождества, так как Христос – это Солнце правды, Свет миру, Победитель смерти – как называют Его апостолы.

По мнению великих христианских умов мировой величины, таких как Иоанн Златоуст, блаженный Августин, св. Кирилл Александрийский и другие – дата Рождества 25 декабря действительно имеет высокую историческую достоверность в деле вычисления дня Рождества Христова.

Введение летоисчисления от Рождества Христова произошло в 525 году и связано со значением, которое оно имело для всего человечества. Две эры – до Рождества Мессии, до возможности вечной жизни и прощения грехов, - и после. Монах Дионисий Малый, который высчитывал события, чтобы положить их в основу нового календаря, ошибся с расчетами – если быть точным, то сейчас на 4 года раньше, чем принято считать и действующий счет времени имеет эту погрешность. Но событие, тем не менее, осталось главным в истории человечества – вот почему летоисчисление ведется от Рождества Христова.

История праздника Рождества Христова даже кратко для детей вызывает интерес не только у них, но и у взрослых. Этот интерес не исчезает уже 2000 лет. Услышав имя Иисуса Христа забыть его не получится. Чем раньше детям рассказывать о Сыне Божьем, для чего он родился, тем, в дальнейшем, им легче будет понять и почувствовать, как сильно Бог любит людей.

Услышав имя Иисуса Христа забыть его не получится

История Рождества Христова для детей

Для детей краткую историю праздника Рождества Христова нужно рассказывать адаптировано, чтобы они запоминали смысл торжества и значение этого дня. В чём особенность рождения Иисуса Христа и почему этот малыш стал самым известным человеком во всём мире.

Если вы являетесь родителями дошколят, то можете рассказать краткую историю рождества Христова в таком формате:

Однажды на Земле, родился особенный мальчик. Его мама, Дева Мария, назвала малыша Иисусом. Яркая звезда на небе, возвестила всему миру о Его рождении. Звезда была такой необычной, что трое древних учёных решили пойти к тому месту, над которым она сияла и узнать, что же за событие там произошло. Когда они пришли туда, то увидели, что в небольшой пещерке, рядом с мамой, в яслях на сене лежит младенец и поняли они, что сбылось предсказание о рождении Спасителя для всех людей. Так родился Иисус Христос.

Приход в мир Иисуса сопровождался ярким небесным явлением - движущейся звездой на небе

Ниже представлена краткая история Рождества Христова для школьников.

История праздника Рождества Христова началась очень давно, 2000 лет назад. Отмечается этот день каждый год 7 января. Ночь перед Рождеством самая волшебная. Называется она Сочельник. В этот день поются песни прославляющие рождение Миссии.

Приход в мир Иисуса сопровождался ярким небесным явлением - движущейся звездой на небе, которую было видно отовсюду. Её назвали Вифлеемская звезда, по названию городка, возле которого родился Иисус. Она помогла найти место рождения Иисуса Христа трём волхвам.

Волхвы это были древние маги, чародеи, в те времена их мнение являлось главным, как для простых людей, так и для царей. История сохранила имена этих волхвов: Каспар, Мельхиор и Валтасар. Как и положено, в день рождения, они принесли младенцу Христу подарки (дары), тем самым признавая, что маленький Иисус особенный человек и на нём лежит важная спасительная миссия для всех людей. В те времена золото, ладан и смирна считались самыми ценными подарками.

Волхвы это были древние маги

Маму Иисуса Христа зовут Мария. Она была тоже необычным человеком, потому что именно Её Бог избрал для рождения Своего Сына, поэтому Марию называют Девой. А помогал Деве Марии очень добрый и хороший человек по имени Иосиф. Он был земным отцом Иисуса Христа и заботился о Деве Марии и сыне Божьем. Иосиф знал, что Господь дал ему большую ответственность.

Маму Иисуса Христа зовут Мария

Когда пришло время родиться малышу, Иосиф и Дева Мария были на пути в город Вифлеем. Было уже поздно и на ночлег им пришлось остановиться в пещере. Там, где, обычно пастухи прятались с животными, если их заставала непогода. Маленький Иисус родился в необычных условиях, вместо обычного манежа маленького Христа положили в кормушку, где клали сено для животных. Кстати, называется она ясли, так же как и группа в детском саду для самых маленьких.

Рождество Христово: слушать, смотреть, чувствовать

На иконе «Рождество Христово» отображаются все эти события. И хотя обстановка очень отличается от традиционных условий рождения детей, это не помешало его родителям окружить малыша материнской заботой и отцовским теплом. А то, что Иисус родился в пещере, говорит, о том, что не так важно где ты родился, важно для чего. Иисус Христос стал Спасителем всех людей, которые желают быть с Богом навсегда.

Что такое Сочельник и почему так называется?

Что такое Сочельник и как его стоит праздновать - Само название происходит, как полагают, от слова "сочиво" (то же, что "коливо" - вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать "сочиво", или "коливо", положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней.

Как появился праздник Рождества Христова?

В 337 году папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир отмечает Рождество Христово 25 декабря. Исключение составляет Армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления 6 января.